Асимметричные типы дыхания

 

 

«Ида расположена на левой стороне тела, пингала – на правой. Ида

известна как область левой ноздри, а пингала – правой».

Шива Свародайя

 

«Если заткнуть правую ноздрю и вдыхать через левую дым горящих пилюль, составленных из мытника длинноцветкового и теменной кости с лошадиного черепа со сливочным маслом, то можно справиться с бессонницей. А если этот дым вдыхать через правую ноздрю, он будет, наоборот, отгонять сон».

Рецептурный справочник «Кунпан-дудзи, или полезный для всех экстракт амриты»

 

 

Современная наука многократно подтверждала рациональность и эффективность йогических практик. Приёмы, используемые в йоге тысячи лет, снова и снова обращают на себя внимание физиологов и клиницистов различных специальностей. И мы в очередной раз убеждаемся — йога по сути является древней наукой, основанной на опыте многих поколений практикующих. Наукой, достоверность и точность которой нередко подтверждают современные исследования.

Ряд йогических дыхательных техник использует изолированное дыхание через разные ноздри. Существуют различные варианты асимметричного дыхания, и эффекты от их применения могут быть диаметрально противоположны.

С точки зрения древней метафизической, или «йогической» анатомии, в структуру человеческого существа входят два основополагающих канала, располагающихся слева и справа от позвоночника. Справа расположен канал Пингала, отвечающий за активное, солнечное, мужское, возбуждающее, горячее начало. Слева – канал Ида, управляющий процессами торможения; этот канал традиционно отождествляют с пассивным, лунным, женским, холодным и тормозящим началом.

Оба канала начинаются начинаются соотвественно в правой и левой ноздрях.

С точки зрения современной физиологии канал Пингала можно отождествить с симпатической нервной системой, канал Ида – с парасимпатической.

Сегодня значительное количество научных данных показывает, что вегетативная нервная система (ВНС) действительно имеет функциональную асимметрию. С точки зрения вегетативной регуляции правая и левая половина человеческого тела неидентичны, и воздействия на левую и правую сторону могут иметь различные эффекты.

 

К примеру, воздействия на левый и правый блуждающий нерв будут оказывать несколько разные воздействия на сердце: правый по сравнению с левым в большей степени вызывает снижение частоты сердечных сокращений; есть основания считать, что левый nervus vagus в большей степени влияет на сократимость желудочков, а правый – на сердечный ритм (Hondeghem LM, Mouton E, Stassen T, et al., 1975).

Таким образом, парасимпатические влияния на сердце в экспериментах демонстрируют явную асимметрию. Симпатические воздействия также неидентичны слева и справа – стимуляция правого звездчатого симпатического ганглия в экспериментах на собаках приводит к большему увеличению частоты сердечных сердечных сокращений, чем при стимуляции левого симпатического ганглия; стимуляция же левого ганглия приводит к большему усилению сократительной функции левого желудочка по сравнению со стимуляцией правого звездчатого ганглия (Levy M., Martin P.,1979).

Асимметрия, связанная в вегетативной регуляцией, выявлена и для центральной нервной системы. Полушария головного мозга по-разному участвуют в поддержании вегетативного баланса.   В работе Щегловой и Пономаревой (2008) показано, что у здоровых испытуемых с преобладанием уровня постоянного потенциала (УПП) в правом полушарии по сравнению с левым отмечались более высокий индекс Кердо и большая частота пульса. Данная зависимость обнаружена в лобной и центральной областях для индекса Кердо, и в теменной области для пульса. Можно думать, что у лиц с более высоким УПП в правом полушарии преобладают симпатикотонические влияния. Полученные данные подтверждают ту точку зрения, что активация левого полушария приводит к усилению парасимпатикотонии, а правого – к росту симпатикотонии. (В.Ф. Фокин и соавт., Научный центр неврологии РАМН, Москва).

В хатха-йоге используются типы асимметричного дыхания, называемые сурья-бхедана и чандра-бхедана. Сурья-бхедана (или «солнечное дыхание») – дыхание через правую ноздрю, обладающее преимущественно тонизирующим и активизирующим эффектом. По многочисленным научным данным, асимметричное дыхание через правую ноздрю способствует активации симпатической нервной системы. Чандра-бхедана («лунное дыхание») – дыхание через левую ноздрю, приводящее к развитию тормозящих и расслабляющих влияний; является парасимпатической техникой. Техника, именуемая нади-шодхана, использует попеременное дыхание через обе ноздри и, как считается, обладает уравновешивающим влиянием на вегетативную нервную систему.

Слизистая носоглотки теснейшим образом связана с головным мозгом. Стимуляция воздушной струёй внутренней поверхности носа приводит к сложным рефлекторным изменениям в центральной нервной системе – каждый раз, когда происходит вдох и выдох через нос, волнообразно меняется тонус сосудов головного мозга, стимулируются процессы ликвороциркуляции и поддержания внутричерепного давления.

Кроме того, асимметричное дыхание через разные ноздри рефлекторно меняет совокупную активность полушарий головного мозга и тех его отделов, которые отвечают за вегетативный тонус.

 

В экспериментах с участием здоровых молодых добровольцев показано, что изолированное дыхание через одну ноздрю меняет ЭЭГ-активность контрлатерального полушария, в связи с чем авторы указывают, что «результаты показывают возможности использования асимметричного дыхания в лечении психопатологических состояний, связанных с нарушениями латерализации полушарий головного мозга» (Werntz DA, Bickford RG, Shannahoff-Khalsa D., 1987)

Другое исследование показывает, что увеличение ЭЭГ-активности мозга происходит за счет нейрогенных воздействий в области верхнего носового хода. Данный активирующий эффект может быть получен путем вдувания воздуха в верхний носовой ход без раздувания лёгких. Местная анестезия слизистой носа подавляла корковые эффекты стимуляции воздушным потоком (Servit Z, Kristof M, Strejckova A., 1981)

Вполне очевидным представляется влияние асимметричного дыхания на вегетативный тонус и, соотвественно, на основные параметры кровообращения (артериальное давление и частоту пульса).

Raghuraj P., Telles S., (2008) сообщают, что в результате практики сурья-бхеданы произошло достоверное увеличение систолического, диастолического и среднего давления. В отличие от этого, систолическое и диастолическое давление снижается после практики нади-шодханы, также происходит снижение систолического и среднего давления после чандра-бхеданы.

Экспериментально показано, что дыхание через правую ноздрю в большей степени увеличивает частоту сердечных сокращений по сравнению с дыханием через левую — в том числе в практике с совместным дыханием капалабхати с частотой дыхания 120 в минуту и более, а также в сочетании с дыханием 6 раз в минуту (Shannahoff-Khalsa DS, Kennedy B.)

Исследования с измерениями уровня потребления кислорода и кожно-гальванического сопротивления также подтверждают, что дыхание через правую ноздрю способствует увеличению активности симпатической системы, а дыхание через левую ноздрю – подавляет симпатическую активность (Telles S, Nagarathna R, Nagendra HR., 1994).

Однако результаты исследований эффектов асимметричных типов дыхания не всегда однозначны. Так, группа исследователей Nidhi Jain, R.D. Srivastava, Anil Singhal (2005), исследуя эффекты сурья- и чандра-бхеданы, пришла к выводу, что обе техники оказывают парасимпатическое воздействие. Очевидно, что различные факторы (исходный вегетативный тонус и состояние здоровья участников, частота дыхания, условия окружающей среды, состав вдыхаемого воздуха и т.п.) могут оказывать влияние на конечный результат как исследований, так и йогической практики; в целом все эти вопросы нуждаются в дальнейших исследованиях.

 

Научно подтвержденная разнонаправленность действия сурья- и чандра-бхеданы имеет многовековой опыт использования в хатха-йоге. Понятно, что в связи с разными эффектами данные техники имеют разные показания и противопоказания.

Техника сурья-бхеданы применяется в тех случаях, когда есть необходимость тонизировать нервную систему и весь организм в целом.

 

Прямыми показаниями к применению сурья-бхеданы являются:

 

  • артериальная гипотония
  • общая избыточная парасимпатикотония, сопровождающаяся низким АД и редким пульсом
  • вялость, сонливость
  • ожирение
  • депрессии
  • глистные инвазии

 

О механизмах последнего показания («Сурья-бхедана уничтожает глистов», Хатха-Йога-Прадипика, 2:50) достоверных научных данных пока нет, и можно лишь догадываться о том, что сложные нейроиммунные взаимосвязи могут активировать, к примеру, деятельность эозинофилов, отвечающих в организме за борьбу с паразитарными инвазиями. Во всяком случае, этот вопрос еще требует изучения.

 

Противопоказаниями к выполнению сурья-бхеданы являются:

 

  • артериальная гипертония
  • нарушения сердечного ритма
  • бессоница
  • нервное перевозбуждение и истощение
  • эпилепсия

 

Соотвественно, показаниями к применению техники чандра-бхеданы будут: повышенное артериальное давление, нарушения сна, тревожность и раздражительность; не следует выполнять эту технику при сонливости, вялости, низком давлении и депрессивных состояниях.

Выполнение асимметричных типов дыхания возможно в двух вариантах: с использованием только одной ноздри или обеих. Так, при практике сурья-бхеданы мы можем задействовать лишь правую ноздрю (делая через нее как вдох, так и выдох) – это первый вариант выполнения; в другом варианте вдох делается через правую ноздрю, а выдох – через левую. То есть определяющим является то, через какую ноздрю мы делаем вдох. Выдох же может производиться как через ту же ноздрю, так и через противоположную. Принято считать, что первый вариант (и вдох, и выдох через ведущую ноздрю) обладает более быстрым действием, но несёт больший риск побочных эффектов; второй же вариант (вдох через ведущую, выдох через противоположную ноздрю) более мягок и сохраняет вегетативную систему в более сбалансированном состоянии (хотя, возможно, эффект будет не столь явным и быстрым).

 

Источники некоторых смежных, не совсем близких, традиций подтверждают эти показания. Рецепторный справочник Агинского дацана «Кунпан-дудзи, или полезный для всех экстракт амриты» сообщает: «Если заткнуть правую ноздрю и вдыхать через левую дым горящих пилюль, составленных из мытника длинноцветкового и теменной кости с лошадиного черепа со сливочным маслом, то можно справиться с бессонницей. А если этот дым вдыхать через правую ноздрю, он будет, наоборот, отгонять сон».

Как видим, по сути здесь описана техника сурья-бхеданы и чандра-бхеданы – изолированного дыхания через правую и левую ноздрю. Показания справочника Агинского дацана в точности совпадают с тем, что рекомендуют представители отдельных йогических традиций: сурья-бхедана («солнечное», активирующее дыхание) рекомендована при сонливости, то есть дыхание через правую ноздрю в силу функциональной асимметрии оказывает тонизирующее, симпатотоническое действие. Чандра-бхедана же, будучи парасимпатической техникой, показана при перевозбуждении, и поможет, как пишут бурятские ламы, «справиться с бессонницей».

Дым от сгорания пилюль, изготовленных по приведенному рецепту, по-видимому, способен усилить рефлекторные влияния на центральную нервную систему через рецепторный аппарат носоглотки.

 

Ряд исследований показывает, что техники сурья-бхеданы (изолированного дыхания через правую ноздрю) и чандра-бхеданы (дыхания через левую ноздрю) могут менять внутриглазное давление и применение этих техник может быть перспективно при глаукоме.

 

Так, в одном из исследований показано, что дыхание через левую ноздрю повышает внутриглазное давление (ВГД) в среднем на 4,5%, в то время как дыхание через правую ноздрю приводит к значительному (25%) снижение ВГД (Backon J, Matamoros N., 1990). Данных о половом составе исследуемой группы не приводится; неизвестен так же состав исследуемой группы «правша-левша».

Этот же источник приводит данные о наличии центральной регуляции внутриглазного давления, а также о том, что при некоторых видах глаукомы повышен тонус блуждающего нерва; таким образом, логично применение сурья-бхеданы при глаукоме как симпатотонической техники.

В другом исследовании изучалось влияние асимметричного дыхания на ВГД на двух группах – 24 мужчины и 26 женщин (все исследуемые – правши). В женской группе выявлено меньшее влияние асимметричного дыхания на ВГД, чем у мужчин, а именно – дыхание через правую ноздрю в женской группе не снижало ВГД в обоих глазах, а левостороннее дыхание снижало ВГД только в левом глазу.

Таким образом, налицо влияние ассимметричных вариантов дыхания на ВГД. Исходя из имеющихся данных, можно думать о возможной перспективности применения практики сурья-бхеданы в терапии глаукомы. Однако требует дальнейшего изучения вопрос половых различий в выполнении данных практик при глаукоме, и, очевидно, при различных её типах.

 

 

Базовой дыхательной техникой хатха-йоги является нади-шодхана. «Нади» переводится как «каналы», а слово «шодхана» — как некое очистительное действие. Таким образом, «нади-шодхана» можно перевести как «очищение каналов».

Считается, что нади-шодхана уравновешивает потоки энергии в каналах Ида и Пингала, выравнивая процессы возбуждения и торможения. Техника нади-шодханы подразумевает попеременное дыхание через левую и правую ноздрю. Как показывают исследования, практика нади-шодханы по 15 минут в день в течение 4 недель приводит к существенному снижению частоты пульса, частоты дыхания, диастолического артериального давления. Таким образом, результаты показывают, что практика нади-шодханы в целом увеличивает парасимпатическую активность (Malhotra V, Sarkar D, Prajapati R.)

 

Для выполнения техник асимметричного дыхания следует принять любое доступное вам сидячее положение: одну из медитативных асан (сиддхасана, падмасана, ваджрасана, вирасана) либо использовать стул. Устроившись сидя с прямой спиной, пальцы одной из рук мы складываем в положение Вишну-мудры: указательный и средний палец прижаты в центр ладони, безымянный палец распологается поверх мизинца (фото 1). Как правило, это положение позволяет максимально расслабить руку и кисть.

фото 1

фото 1

 

Пальцы кисти (большой и безымянный) формируют небольшое незамкнутое кольцо; кончиками пальцев мы перекрываем ноздри в точке, расположенной сразу над крылом носа – здесь требуется минимальное усилие для перекрытия носовых ходов (фото 2).

Фото 2

Фото 2

При выполнении нади-шодханы во время каждого вдоха и выдоха одна из ноздрей закрыта и дыхание происходит через противоположную. Для простоты усвоения следует запомнить одно правило: смена ноздрей происходит после вдоха.

Процесс нади-шодханы обычно начинается с левой ноздри. Закрыв правую, мы делаем вдох через левую ноздрю. Затем меняем ноздри (левую закрываем, правую – открываем) и делаем выдох через правую. Далее следует вдох через правую, смена ноздрей и выдох через левую. Описанная последовательность составляет один цикл нади-шодханы. Цикл рекомендуется всегда доводить до конца (независимо от их количества) и, начав с левой ноздри, мы левой ноздрёй и завершаем практику нади-шодханы.

Для полноценного выполнения «попеременного дыхания» желательно, чтобы обе ноздри были одинаково проходимы. Однако начинающие часто сталкиваются с тем, что ноздри дышат слишком неравномерно. Сама по себе лёгкая асимметрия ноздрей нормальна – в течение суток доминирующая ноздря несколько раз меняется, что, по многим научным данным, тем или иным образом связано со сменой доминирования полушарий головного мозга и, возможно, с циклическими изменениями вегетативного тонуса. Однако для практики нади-шодханы желательна свободная проходимость обеих ноздрей.

Для достижения этого можно рекомендовать ряд приёмов. Заложенность одной или двух ноздрей часто связана с избыточным наполнением сосудистых элементов носовых ходов; для повышения тонуса этих сосудов следует выполнить практики, стимулирующие симпатическую нервную систему: несколько серий капалабхати или бхастрики, либо несколько несложных прогибов. Практика нети в этой ситуации вряд ли может оказать сиюминутный эффект; джала- и сутра-нети нужно выполнять регулярно с профилактической целью.

Для уравновешивания дыхания через обе ноздри можно применять приём «йога-данда», или «костыль» — воздействие на подмышечную область, противоположную «заложенной» ноздре. Воздействовать на подмышечную зону проще всего сжатой в кулак рукой. Определив, с какой стороны ноздря дышит хуже, мы сжимаем в кулак одноименную руку (заложена левая ноздря – сжимаем левую руку) и помещаем в противоположную (правую) подмышечную впадину кулак, прижав его плечом. Вторая (свободная правая рука) будет использоваться для перекрытия ноздрей. По мере выполнения практики в таком варианте дыхание через ноздри обычно выравнивается в течение 5-10 минут.

Использование "йога-данды" в Бихарской школе йоги.

Использование «йога-данды» в Бихарской школе йоги.

По данным Rajapurkar, при использовании упора в область подмышечной впадины поток воздуха в противоположной ноздре становится более свободным, либо поток воздуха в ноздре со стороны «костыля» уменьшается и дыхание через обе ноздри, таким образом, становится более симметричным и равномерным. Сообщается также, что правая ноздря реагирует на применение «Йога-данда» с большей готовностью, чем левая.

Точное расположение рефлекторной зоны, на которую нужно воздействовать, отличается по данным разных источников. Если сжатие подмышкой кулака не даёт ожидаемого эффекта, то следует точнее определить топографию той зоны, на которую нужно оказывать давление.

По свидетельству David S. Shannahoff-Khalsa, давление на точку в 5-ом межреберье по средней подмышечной линии (условной вертикальной линии, проводимой по боковой поверхности грудной клетки из середины подмышечной ямки) приводит к переключению активности ноздрей.

Указанная локализация почти совпадает с описанными в традиционных медицинских системах рефлекторными зонами: в 6-ом межреберье по средней подмышечной линии расположена точка да-бао (RP21, двадцать первая точка канала поджелудочной железы) традиционной китайской медицины. Там же располагается станья-паршва-марма, используемая в аюрведической традиции (Vasant D. Lad., Anisha Durve, 2008).

Анатомическая близость этих рефлексогенных зон, конечно же, не случайна. И точка да-бао, и станья-паршва-марма используются в терапии заболеваний лёгких и грудной клетки, молочных желёз, печени и селезенки, и связаны рефлекторными связями с лёгкими, а значит, и с верхними дыхательными путями; этим и объясняется перекрёстное воздействие данной рефлекторной зоны на противоположную ноздрю.

Таким образом, с помощью тех или иных описанных выше методов можно привести в равновесие потоки воздуха через ноздри, что сделает практику нади-шодханы оптимально сбалансированной. Нади-шодхана практически не имеет противопоказаний (кроме, пожалуй, психических заболеваний). Спектр показаний к применению этой техники, напротив, очень широк: её можно включать в алгоритм занятий практически при любой патологии, достигая уравновешивания деятельности полушарий мозга, выравнивая процессы возбуждения и торможения в регуляторных системах организма.