Вамана-дхаути (очищающая рвота)

Дхаути – обобщённое название для группы очищающих практик йоги, действие которых направлено в основном на пищеварительный тракт. Чистка языка (джихва-дхаути), динамический массаж органов брюшной полости (агнисара-дхаути), сквозное промывание ЖКТ солевым раствором (шанкх-пракшалана, или варисара-дхаути) – всё это разные варианты дхаути. Сюда же относится и общеизвестная процедура вамана-дхаути, часто называемая «очищающей рвотой».

Человеческий желудок изнутри покрыт складчатой слизистой оболочкой, разные классы клеток которой вырабатывают соляную кислоту, пищеварительный профермент пепсиноген и слизь. Все эти компоненты желудочного сока работают слаженно и каждый в своём направлении: соляная кислота активирует пепсиноген, превращая его в пепсин – активную форму протеолитического фермента; слизь создаёт защитный барьер, не давая кислоте и ферментам переваривать и разрушать собственную слизистую.

2592

В складках слизистой могут задерживаться остатки недопереваренной пищи, особенно при недостаточно активной и неправильной моторике желудка. Поэтому слизистая нуждается в периодическом очищении и механической «встряске». Эти (и не только эти) задачи решаются с помощью процедуры вамана-дхаути.

Йогический вариант предусматривает промывание желудка водно-солевым раствором. Проводить процедуру нужно на пустой желудок. Предпочтительное время для выполнения – утро.

Для приготовления раствора следует взять 1 литр чистой тёплой воды. На литр воды добавляется 0,5 чайной ложки поваренной соли и 0,5 чайной ложки соды.

Приготовив раствор, мы выпиваем его по возможности в максимально короткие сроки (то есть почти залпом). После этого можно выполнить мягкий вариант агнисара-дхаути-крийи, после чего нужно наклониться над заранее приготовленным тазиком и вызвать у себя рвотный рефлекс, засунув два пальца в рот. Другой рукой можно мягко надваить на область желудка.

Эвакуацию выпитого раствора нужно производить в таз, чтобы можно было оценить количество и состав извлечённого.

Для проведения быстрого и лёгкого процесса рвоты нужно поискать наиболее «отзывчивую» зону в области глотки: надавить на корень языка, достать пальцами до дужек зева и задней стенки глотки.

С целью облегчения процесса можно также использовать рвотные настои. Чаще всего с этой целью применяется настой холодный солодки, который можно приготовить заранее с вечера, залив стаканом воды одну столовую ложку корня солодки. Утром его следует процедить и выпить сразу же после раствора. У определенной категории лиц это значительно облегчает и усиливает рвотный рефлекс.

Раз за разом вызывая рвоту, мы постепенно извлекаем из желудка выпитый раствор, стараясь достичь исходного объёма – то есть по возможности извлекаем всё выпитое. Не следует, однако, фанатично стремиться к максимальному результату – если развёрнутый рвотный рефлекс вызывается не слишком охотно, то на первых порах можно ограничиться достижением частичных результатов (скажем, добившись извлечения 600-800 мл раствора).

При этом обязательно следует обратить внимание на состав выделенного: при первых опытах нередко можно увидеть грязноватые пенки и наслоения, которые находились на стенках желудка; это нормально. Если же мы видим розоватое окрашивание воды или сгустки крови, это говорит о имеющихся дефектах слизистой, эрозивных или язвенных её изменениях, из которых происходят микроскопические (а возможно, и довольно объёмные) выделения крови. При интенсивных воздействиях на слизистую возможно усиление имеющихся кровотечений. Поэтому при вышеупомянутых признаках следует в дальнейшем воздержаться от проведения процедуры вамана-дхаути, провести необходимые обследования и консультации со специалистами, провести лечение и после заживления дефектов слизистых возвращаться к вопросу о проведении процедуры.

Вамана-дхаути может проводиться периодически (допустим, раз в сезон или раз в месяц) или ежедневно курсами разной продолжительности. Однако следует помнить о том, что процедура не является сугубо очистительной техникой. Она оказывает воздействие на разные сферы организма и далеко не всем может быть полезна. Говоря иначе, эта очистительная практика по-разному подходит людям разных конституциональных типов.

Влияние на пищеварительную активность данной процедуры сводится к двум основным направлениям: стимуляция секреции желудочного сока и регуляция деятельности желчевыводящих путей.

Иссследования показывают, что практика вастра-дхаути (глотание бинта) стимулирует выработку пепсиногена, повышая уровень его метаболитов (уропепсина) в моче (Dr. P. V. Kalambelkar et al., 1969). Вамана-дхаути, по-видимому, обладает аналогичным действием, за счет активного механического воздействия на стенки желудка, стимулируя кровообращение и выработку активных переваривающих агентов (соляной кислоты и пепсиногена).

Усиление выработки соляной кислоты не будет благом для людей, склонных к гиперсекреции, развитию язвенной болезни и других повреждений слизистой желудка. Таким образом, данная процедура не подходит тем, у кого секреция активна, регуляция неустойчива, а внутренняя поверхность желудка слабо защищена (примером могут служить люди конституции Вата-Питта: избыток Питты можно отождествить со склонностью к избыточной секреции, избыток Ваты — с нестабильной регуляцией, а недостаток Капхи – с дефицитом защитного слизистого барьера).

 

Расстройство пищеварения может проявляться нарушением нормальной координации желчевыводящих путей, желчного пузыря и прилегающих к ним органов: двенадцатипёрстной кишки, желудка и поджелудочной железы. Все эти структуры связаны между собой в единый функциональный комплекс, участники которого взаимно регулируют деятельность друг друга с помощью нервных и гормональных местных воздействий. Нормальное их взаимодействие порой нарушается, что приводит, например, к забросу желчи в желудок и развитию так называемого рефлюкс-гастрита; другой пример дискоординации в данном системе – нарушение нормального тонуса желчевыводящих путей и застой в желчном пузыре.

Процедура вамана-дхаути во многих случаях помогает «перезагрузить» всю эту систему, восстановить нормальную моторику и взаимодействие желчевыводящих путей, кишечника, желудка, поджелудочной железы, соединяющих их протоков и сфинктеров.

Таким образом, в отношении пищеварения эффекты процедуры будут сводиться к стимуляции желудочной секреции, а также к регуляции моторики органов «верхнего этажа» пищеварительного тракта. Следовательно, данная процедура будет показана при недостаточной секреции желудочного сока и дискинезии желчного пузыря по гипотоническому типу.

 

Что касается влияния вамана-дхаути на дыхательную систему, то здесь оно касается состояний, связанных с чрезмерным накоплением слизи и нарушениями её своевременной эвакуации. В первую очередь это бронхиальная астма, а также хронический бронхит и чрезмерное скопление слизи в придаточных пазухах носа – то есть хронические синуситы.

Традиционное применение вамана-дхаути при бронхиальной астме в восточных медицинских системах может быть объяснено следующими обстоятельствами. Расположенные в продолговатом мозге центры, отвечающие за различные врожденные рефлексы – рвотный, кашлевой, дыхательный, а также ядра черепно-мозговых нервов (в первую очередь блуждающего), при возбуждении способны менять активность своих соседей. Насильственно возбуждая рвотный центр и приводя к его «разрядке» при выполнении процедуры, мы тем самым меняем активность расположенных рядом нейронов. По-видимому, вамана-дхаути обладает противовагусной активностью — то есть способностью снижать тонус блуждающего нерва. Последний стимулирует выделение слизи дыхательным эпителием, повышает тонус бронхов – то есть способствует комплексу явлений, имеющих место при бронхиальной астме. Поэтому вамана-дхаути способствует отхождению уже имеющейся слизи и нормализует процессы образования новой, приводит в равновесие тонус бронхиального дерева.

 

Вамана-дхаути имеет ряд противопоказаний к выполнению:

 

  • острые и обострения хронических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и т.д.; при наличии этих заболеваний процедура выполняется только в стадии ремиссии и по специальным показаниям);
  • цирроз печени (при этом состоянии варикозно расширяются вены пищевода, которые могут травмироваться во время рвоты, что вызовет серьёзнейшее кровотечение);
  • злокачественные опухоли любой локализации, доброкачественные опухоли пищеварительного тракта (опухоли обычно обильно кровоснабжаются, поэтому интенсивное механическое воздействие может спровоцировать кровотечение);
  • желчнокаменная болезнь (за счет желчегонного действия процедура может спровоцировать движение камня и желчную колику);
  • относительным противопоказанием является склонность к гиперсекреции желудка и язвенно-эрозивные поражения слизистой; в этих случаях следует применять специальные варианты ваманы с применением лекарственных растений (подробнее здесь);
  • наличие крови в рвотной воде при выполнении процедуры;
  • рефлюкс-гастрит (заброс желчи из двенадцатиперстной кишки в желудок; процедура вамана-дхаути будет закреплять этто патологический рефлекс);
  • кровотечения из желудочно-кишечного тракта в анамнезе;
  • беременность (многократные рвотные позывы повышают давление в брюшной полости, что нежелательно при беременности, поэтому целенаправленная рвотная практика не рекомендуется);

 

Интересно, что традиционные руководства по Аюрведе приводят список противопоказаний, практически идентичный вышеприведённому (который сформулирован с точки зрения западной медицины) – это еще раз подтверждает, что если медицинские системы основаны на логике и объективном наблюдении, то они не противоречат, а подтверждают друг друга.

В частности, согласно Шарнгадхара-самхите (3.3.6-8), выполнение рвотной терапии противопоказано страдающим такими состояниями, как гулма (класс опухолей брюшной полости), ударарога (группа состояний, сопровождающихся накоплением жидкости в брюшной полости, увеличением селезенки — что чаще всего имеет место при циррозе печени), удаварта (обратная перистальтика ЖКТ, в том числе рефлюкс-гастрит), урдхва-рактапитта (кровотечения из верхней половины туловища); вамана противопоказана также такой категории, как гарбхини – беременные (цитируется по переводу Игоря Тонояна-Беляева).

 

 

 

 

Использованная литература:

 

  1. P. V. Kalambelkar, ShriM.L. Gharote, DR. M. V. Bhole (Yoga-Mimamsa, July 1968 – January 1969