Советы преподавателям по повышению ораторской эффективности

«Кто ясно мыслит – ясно излагает».

Артур Шопенгауэр

 

Неожиданно (и в каком-то смысле — окончательно) наступила эпоха онлайн преподавания 🙂 

Одновременно обнажились и усилились некоторые требования к педагогическому мастерству, которые были актуальны и раньше, но теперь дистанционная передача знаний требует от преподавателя еще большей сосредоточенности, внимательности и четкости — что влияет на конкурентоспособность (особенно для начинающих преподавателей). 

Текст, приведённый ниже, не является инструкцией по работе онлайн; исходно когда-то он был написан как рекомендации по ведению очных занятий (что может пригодиться в случае возвращения в оффлайн) — но содержит некоторые злободневные ремарки в части нового, удалённого формата.

Цицерон. Неизвестный скульптор, I век н.э

Ниже перечислены некоторые простые способы повышения качества преподавания. Элементарное техническое следование им существенно повышает степень усвоения материала слушателями, а также улучшает впечатление от лектора и его лекций. Отработка приведенных ниже приемов повышает квалификацию преподавателя (одним из профессиональных качеств которого является способность внятно донести свою мысль до слушателя). Обычно отрабатывать данные качества в себе преподавателю приходится лишь первое время (хотя к некоторым приходится порой возвращаться), далее эти навыки закрепляются и работают уже на преподавателя и его репутацию; слушатели же выигрывают с первых минут такой практики.

 

1)        Во время лекции представляйте себе свою речь в виде стенограммы и печатного текста. Частый дефект устной речи – разорванность, незаконченность предложений, пунктуационная незавершенность, падежные несоответствия. Если такую речь записать в виде текста, эти дефекты становятся очевидны. Представляйте себе, что ваша лекция потом будет напечатана и опубликована в неизменном виде без редакции, поэтому уже в своем изложении стремитесь к тому, чтобы окончания и падежи соответствовали друг другу, интонационные запятые стояли на месте, в конце каждой фразы должна быть точка, вопросительный или восклицательный знак. Старайтесь максимально облегчить работу воображаемой машинистке, которая будет переводить вашу речь в текст. Изначально делайте его близким к идеальному и не нуждающимся в редакции. Для отработки данного пункта очень полезно прослушивать свои лекции, отмечая незавершенные фразы и другие дефекты. Сейчас онлайн-сервисы, сохраняющие занятия в записи, предоставляют такую возможность. 

2)        Соблюдайте размеренную, среднюю скорость речи. Не ускоряйтесь к концу фразы. Делайте небольшие паузы между словами – то есть мысленно ставьте пробел после каждого слова. В большей степени это касается тех разделов лекции, где даются определения, новые понятия или базовые концепции, которые слушатель должен точно записать и усвоить. В то же время очень нежелательны «зависания», во время которых лектор долго молчит и думает, о чем говорить дальше – это явные дефекты, которые сильно портят впечатление и которых следует избегать. 

3)        Начинающему преподавателю очень полезно накануне новой лекции или тематического класса проговорить вслух текст своего выступления! Это позволяет отметить для себя слабые места и способы их оптимального изложения (то есть подобрать нужные фразы), определить тайминг, а также дает возможность мозгу и речевому аппарату привыкнуть к выполнению данной задачи. Каждое последующее выступление обычно звучит лучше предыдущего (разумеется, если лектор работает над собой) — и самое первое выступление лучше провести без свидетелей.

4)        Слов в вашей речи должно быть как можно меньше. Любое слово, не несущее смысловой нагрузки, лучше удалять из речи. Банально, но слова-паразиты могут очень испортить восприятие и впечатление. Вот, значит, как бы, там, ну – хрестоматийные паразиты речи; часто паразитами речи становятся местоимения третьего лица (грушевидная мышца, она крепится… малый круг кровообращения, он начинается… etc.)

5)        Обеспечьте своей речи достаточную громкость! Кричать не надо, но каждый слушатель должен вас отчетливо слышать. Для этого вами должна быть выбрана соответствующая громкость голоса. И эту громкость нужно поддерживать в течение всего урока. Если слушателю для усвоения материала приходится напрягать не только интеллект, но и слух – через некоторое время его внимание начнет ослабевать. Следует ощущать, как звучит ваш голос в каждом уголке аудитории, чтобы быть уверенным в том, что и на галёрке вас хорошо слышно.

6)        Частая ошибка преподавателя – предложение начинается на достаточной громкости, но к концу фраза комкается, ускоряется, а громкость голоса снижается. Наблюдайте за собой и обеспечивайте ровный уровень децибелов своего голоса и скорость на протяжении всей фразы. Важно закончить фразу чёткой артикуляцией, внятным произнесением заключительных слогов и букв, осознанно делая на них акцент.

7)        Похожая ошибка: начиная фразу, лектор смотрит в зал и его хорошо слышно, но к концу фразы лектор поворачивает голову на слайд или к доске – и окончание фразы не слышно; слушателям приходится постоянно «ловить» конец предложения. В итоге людям это надоедает и они перестают слушать.

8)        Неустойчивая громкость речи также может быть вызвана постоянными перемещениями лектора из стороны в сторону и вперед-назад; нередко это вызвано тем, что лектор нервничает — и даже если внешне это незаметно, то постоянное топтание с места на место невольно передает неуверенность лектора аудитории, а также вызывает постоянные колебания громкости. Во избежание этого лучше сесть и обратиться лицом к аудитории. При работе в режиме онлайн колебания громкости, связанные с перемещениями преподавателя, не так актуальны (поскольку обычно используется гарнитура или петличный микрофон); однако в режиме оффлайн это очень существенный фактор; а хаотичные передвижения лектора в кадре при онлайн трансляции также могут портить впечатление.

9)        Очень важным является умение лектора поддерживать дисциплину в аудитории, где всегда найдется пара-тройка людей, не способных сосредоточиться, разговаривающих и отвлекающих других; в итоге в зале создаётся постоянный шумовой фон, который мешает и слушателям, и лектору. Нарушения дисциплины следует вежливо, но настойчиво пресекать; для этого есть следующие способы: а) задать говорящему вопрос по текущему материалу б) сделать паузу в) в крайнем случае иногда приходится предложить нарушителю пересесть или покинуть аудиторию. Это бывает неизбежно, так как самая замечательная лекция может быть испорчена такими участниками, а искусство преподавателя состоит не только в донесении материала, но и в поддержании нужной рабочей атмосферы. При онлайн трансляциях порой между слушателями начинается спонтанная переписка в общем чате параллельно с текущей лекцией; это отвлекает многих участников и размывает общее внимание — поэтому преподавателю стоит тем или иным образом контролировать и эту письменную “болтовню”.

10)   Раз в 15-20 минут желательно дать людям немного расслабиться: рассказать анекдот, байку, случай из жизни (желательно по теме, но в непринужденном жанре).

11)   Не заканчивайте лекцию или урок раньше, чем это заявлено в расписании; если вы проводите данный урок впервые и не уверены в том, что материала хватит на заявленное время — на всякий случай спланируйте дополнительный раздел, углубляющий тему.

12) Отдельно стоит поработать над артикуляцией и техникой речи, ясностью произношения (возможно, пройдя тренинг у профессионального преподавателя сценической речи), чтобы все звуки и слоги звучали четко, не “съедались” и не “проглатывались” — иначе слушателю придётся “достраивать” ваши фразы, что может затруднить восприятие и усвоение материала, раньше времени приводя к отключению внимания (а то и отключению аудитории от вашего онлайн-канала). 

13)   Успешному лекторскому совершенствованию способствует: а) практика дыхательных упражнений, что позволяет точно регулировать поток воздушной струи через гортань, силу и громкость голоса; б) регулярная практика самонаблюдения.

 

 Успехов в педагогической деятельности!  🙂