Пост-инсультные состояния и йога

Инсульт можно определить как нарушение функций определенной области головного мозга сосудистого генеза [1]. Инсультом также называют острое нарушение мозгового кровообращения, приводящее к повреждению тканей мозга и развитию соответствующей симптоматики.

 

Окклюзия – препятствие кровотоку через сосуд; артериальная окклюзия может развиваться вследствие тромбоза, эмболии или внешнего сдавления сосуда опухолью, отёком и т.п.

 

Инфаркт – некроз тканей вследствие артериальной окклюзии и прекращения артериального кровоснабжения. Инфаркт может развиваться в любом органе и ткани (инфаркт миокарда, инфаркт легкого, мозга и т.д.).

 

Выделяют следующие типы инсульта:

 

—       ишемический инсульт (инфаркт мозга) — 80-83% всех случаев;

—       геморрагический инсульт (внутримозговое кровоизлияние) — 10-12%;

—       субарахноидальное кровоизлияние (кровоизлияние под паутинную оболочку) – 7-8% случаев.

 

Ишемический инсульт является по сути инфарктом мозга, то есть развивается вследствие того, что прекращается артериальное кровоснабжение какой-либо зоны мозга. Это, в свою очередь, обусловлено одной из трех основных причин:

 

1)   Артериальный тромбоз (образование тромба в просвете сосуда с последующей окклюзией сосуда; чаще всего тромб возникает в области атеросклеротической бляшки);

2)   Тромбоэмболия (образование тромба в других отделах сердечно-сосудистой системы – чаще всего в левых камерах сердца при серьезной органической патологии сердца; миграция тромба в сосудистое русло мозга с последующей окклюзией мозговой артерии, подробнее об этом здесь);

3)   Системное падение артериального давления, общее критическое снижение  кровоснабжения тканей головного мозга.

 

Геморрагический инсульт развивается вследствие разрыва артериального сосуда, кровоизлияния и образования гематомы в ткани мозга, что приводит к сдавлению мозгового вещества и гибели соответствующей зоны мозга.

 

Ischemic versus hemorrhagic stroke

Фото с сайта medglobus.ru

Таким образом, оба типа инсульта – ишемический (окклюзия сосуда) и геморрагический (разрыв сосуда) приводят к повреждению и гибели определенной части мозга. Как следствие этого, может развиваться нарушение целого ряда функций, за которые отвечает данный отдел ЦНС:

1)   Двигательные расстройства. К ним относятся парезы (частичное нарушение функций мышц) и параличи (полное нарушение функций мышц). Парезы и параличи могут быть как вялыми (снижение тонуса), так и спастическими (повышение тонуса мышц) – в обоих случаях может существенно нарушаться двигательная функция, вовлекающая одну или несколько конечностей. Из-за перекреста нервных путей пораженная сторона тела обычно расположена противоположно по отношению к очагу поражения мозга (так, если поражено левое полушарие мозга, то двигательные нарушания чаще развиваются на правой стороне тела). Частым вариантом поражения является спастический гемипарез – повышение тонуса сгибателей руки, разгибателей колена и подошвенных сгибателей стопы (поза Вернике-Манна).

2)   Нарушения речеобразования и понимания речи;

3)   Расстройства чувствительности – тактильной, вибрационной, температурной, выпадения полей зрения и т.д.;

4)   Нарушения глотания;

5)   Нарушения координации, головокружения;

6)   Ухудшения функций когнитивной сферы;

7)   Дисфункции тазовых органов;

8)   Другие симптомы неврологического дефицита.

поза вернике

Поза Вернике-Манна (спастический гемипарез). Фото с сайта www.bolshoyvopros.ru

Тема пост-инсультной реабилитации весьма обширна и включает в себя целый перечень вопросов, таких как сроки начала реабилитации, особенности двигательного режима, восстановление утраченных социальных и бытовых функций, взаимодействие со специалистами различного профиля. Тактика реабилитации и объём вмешательства может существенно варьировать в зависимости от объёма поражения, вовлечения в патологический процесс различных функций, мотивированности пациента. Поэтому в рамках данной главы лишь конспективно обозначаются основные принципы и направления, которые необходимо учитывать при построении занятий с человеком, перенесшим инсульт.

Стандартная практика йоги (включающая основные направления практики в обычном, неадаптированном варианте) не является базисным направлением реабилитации – скорее, практика йоги должна приспосабливаться под общие направления реабилитации.

 

1)   Идеомоторная тренировка (ИТ), которая подразумевает представление движения и выполнение действия в уме. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что за счет ИТ можно активировать соответствующие нервно-мышечные соединения [1]. При выполнении ИТ на парализованную конечность повышается активность её мышц, при этом оценка запоминания в баллах (зрительное, вербальное, кинестетическое воспроизведение движения) коррелирует с выраженностью улучшений [2].

2)   Пассивная работа в пораженной конечности: выполняется с помощью инструктора, обученных членов семьи, а также с помощью здоровой конечности самого пациента. Выполняется сгибание-разгибание (а также другие физиологические движения) в суставах пораженной конечности, начиная с крупных суставов и постепенно переходя к мелким; это позволяет создать поток афферентных (направленных от периферии к центру) импульсов, установить и усилить связи между ЦНС и периферическим рецепторным аппаратом, стимулировать реорганизацию воспринимающих и управляющих зон ЦНС. Регулярное движение в суставах (даже пассивное) позволяет избежать развития анкилозов (нарушений подвижности) суставов, улучшить кровообращение и обмен веществ в мышцах и других мягких тканях. Движения выполняются в медленном темпе, плавно и без рывков, число повторов по каждой из суставных осей составляет 5-10 раз.

3)   Лечение положением: фиксация конечности с помощью лангет, грузов и т.п. в положении, в котором спазмированные мышечные группы подвергаются умеренному растяжению, что позволяет “перенастроить” нервно-мышечный аппарат, регулирующий тонус мышц в пораженной конечности – начиная от корковых моторных зон, соответствующих спинальных моторных центров и периферических двигательных структур. Например, при спастическом гемипарезе верхняя конечность (имеющая тенденцию к сгибанию в локтевом и лучезапястном суставах, сгибанию пальцев кисти и внутренней ротации) фиксируется в положении разгибания локтя, кисти и пальцев; нога, имеющая тенденцию к разгибанию в колене, фиксируется в положении умеренного сгибания колена и т.д. Фиксация при лечении положением может длиться до 2 часов и сочетаться с техниками общей мышечной релаксации (шавасана, йога-нидра).

4)   Проведение пассивных упражнений должно переходить в лечение положением.

5)   Устранение патологических синкинезий (синкинезия – содружественное движение). При повреждениях ЦНС могут меняться нормальные взаимодействия между моторными зонами и различными двигательными сегментами, в силу чего при движении в одной конечности возникают неконтролируемые движения или усиления спазма мышц в другой. Например, при вращении стопы в голеностопном суставе усиливается спастическое сгибание кисти и пальцев руки. При построении комплекса упражнений следует выявлять подобные явления и по возможности работать над их устранением. На первом этапе (при описанном выше примере синкинезии) перед выполнением вращения стопой выполняется разгибание пальцев руки и запястья и их фиксация в этом положении (с помощью упора ладони в стену или в сиденье, либо с помощью здоровой руки). В последующем пациент учится выполнять движение, обратное синкинетическому, а также произвольно усилием воли подавлять патологическое движение, расслабляя кисть.

6)   Занятия начинают с движений в крупных суставах сначала здоровой, а потом пораженной стороны. Пациентам также показаны упражнения для симметричных мышц второй конечности.

7)   Пациента обучают технике дыхания уджайи, которое выполняется мягко, без натуживаний. Удлиненный выдох с уджайи используется при движениях, направленных на растяжение спастичных мышц. Если позволяет состояние пациента, он может быть обучен технике полного дыхания в положении сидя, также в сочетании с уджайи.

8)   В практике используются координированные с дыханием двигательные акты, включающие одно- и разно-направленные движения конечностей и глаз (раздел «Глазодвигательная гимнастика»).

9)   Упражнения на мелкую моторику (см. соответствующий раздел).

10) Следует строить курс занятий так, чтобы программа постоянно усложнялась и регулярно включала бы в себя новые упражнения или комбинации движений, требующие от пациента определенных физических и когнитивных усилий – так как регулярное повторение одних и тех же упражнений, не требующих усилий и сознательного участия пациента, менее эффективны.

11)  Как отдельные техники, так и в сочетании с лечением положением, используются техники релаксации – шавасана и йога-нидра.

12)  В реабилитации приветствуется ранний переход от абстрактных упражнений к освоению конкретных бытовых навыков: вставанию, ходьбе, открытию двери и т.п.

 

Начинать реабилитационные мероприятия следует лишь после того, как миновали острый период и угроза жизни пациента (сроки начала реабилитации определяются врачом-неврологом). Но при этом следует помнить, что раннее начало восстановительных упражнений способствует нейропластичности, позволяет предотвратить обусловленные гипокинезией осложнения  —  тромбозы, пролежни, застойные явления в лёгких, контрактуры [3].

 

Для лиц, перенесших инсульт, ряд техник йоги является противопоказанным. Из практики исключаются:

1)   Техники, создающие перепады внутричерепного давления: капалабхати, бхастрика, агнисара-дхаути-крийя;

2)   Все перевернутые асаны, в которых голова находится ниже области таза;

3)   Симпатотонические техники (сурья-бхедана);

4)   Глубокие запрокидывание головы назад (разгибание) и глубокий наклон головы вперед (сгибание шейного отдела) с предельной амплитудой, а также ротация в шейном отделе (повороты головы) с предельными амплитудами;

5)   Силовые статические фиксации.

 

Существенное значение имеет модель взаимоотношений инструктора-реабилитолога с пациентом, уровень коммуникативности, доступность изложения. Излишне подробные, непонятные или неуместные инструкции могут осложнять процесс усвоения и воспроизведения материала. Чрезмерные инструкции создают представление о задании как о слишком сложном, снижая мотивацию и эффективность. На начальных этапах инструкции должны быть односоставными и короткими, содержать информацию только об одной или двух важных особенностях движения [1].

Желательно также, чтобы обучение движению включало в себя демонстрацию инструктором или врачом, что позволяет пациенту лучше уловить смысл упражнения [5]. Исследования показали, зрительный анализатор автоматически определяет постоянные компоненты действия при попытке понять, как его воспроизводить. Сочетание визуальной демонстрации и упражнений, по всей видимости, эффективнее, чем просто практические упражнения [6].

 

 

Список литературы:

 

  1. Ян Мерхольц «Ранняя реабилитация после инсульта», МЕДпресс-Информ, 2014
  2. «Реабилитация в неврологии» В.А. Епифанов, А.В. Епифанов, Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2014
  3. Malouin F,Belleville S, Richards CL, Desrosiers J, Doyon J. Working memory and mental practice outcomes after stroke. Arch Phys Med Rehabil. 2004; 85(2):177-183
  4. Biernaskie J., Chernenko G., Corbett D. Efficacy of rehabilitation experience declines with time after local ischemic brain injury. J. Neurosci 2004; 24:1245-1254
  5. Magill RA, Motor learninig concepts and applications, 6th ed. New-York: McGraw-Hill; 2001
  6. Shea CH, Wright DL, Wulf G, Whitacre C.Physical and observational practice afford unique learning opportunities. J Mot Behav. 2000;32(1):27-36