Комплекс упражнений на мелкую моторику

Автор статьи:

Артем Фролов 24.11.2015

Кисти рук представляют собой одну из наиболее богато иннервированных частей тела; между кистями и центральной нервной системой существуют тесные взаимосвязи. Пальцы и кисти рук имеют в коре головного мозга обширное представительство по сравнению с другими частями тела. В зависимости от интенсивности и сложности работы, от новизны и нестандартности поставленных двигательных и координаторных задач те участки мозга, которые отвечают за восприятие ощущений и моторику в определенных участках тела, могут увеличичать свою распространённость и активность. Кроме того, выполнение нетривиальных задач стимулирует процессы нейропластичности, переобучения и реорганизации мозга в условиях патологии и повреждения.

Эволюция человека, рисунок

Поэтому упражнения на мелкую моторику, непривычные координаторные задачи для пальцев рук и кистей должны применяться при патологии центральной нервной системы –  пост-инсультных состояниях, последствиях черепно-мозговых травм, рассеянном склерозе и ДЦП.

Ниже приводится примерный комплекс на моторику пальцев рук, применяемый при неврологической патологии.

  • И.п. стоя или сидя. Руки вперед параллельно друг другу, ладони вниз. На вдохе пальцы разводятся как можно шире, на выдохе кисти расслабляются. Затем наоборот: на выдохе пальцы разводятся как можно шире, на вдохе кисти расслабляются. Каждый вариант повторяется 10-12 раз.
  • И.п. стоя или сидя. Руки вперед параллельно друг другу, ладони обращены друг к другу. Выполняются вращения каждым одноименным пальцем одновременно на обеих руках: большие пальцы обеих рук вращаются по часовой, затем против часовой стрелки по 10 раз, остальные пальцы по возможности неподвижны; затем указательные, средние и т.д.
  • И.п. стоя или сидя; руки перед собой, полусогнуты в локтях. Пальцы рук выпрямляются, затем руки складываются в кулаки: на левой руке большой палец внутрь, на правой руке большой палец сверху. В следующем цикле наоборот: на левой руке большой палец сверху, на правой руке большой палец внутрь. Повторить 10-15 циклов.
  • И.п. аналогично п. 3. Пальцы рук выпрямляются, затем руки складываются в кулаки: на левой руке большой палец внутрь между средним и указательным пальцами, на правой руке большой палец сверху. В следующем цикле наоборот: на левой руке большой палец сверху, на правой руке большой палец внутрь между средним и указательным. Повторить 10-15 циклов.
  • И.п., а также выполнение аналогично п. 3. Упражнения п. 2 и п. 3 чередуются по одному циклу друг за другом, всего 10-12 циклов.
  • И.п. аналогично п. 3. Пальцы рук выпрямляются, затем кончики больших пальцев поочередно соединяются с указательным, средним, безымянным, мизинцем. Повторить 3-5 циклов.
  • И.п. аналогично п. 3. Пальцы рук выпрямляются, затем на левой руке кончик большого пальца соединяется с указательным, на правой – кончик большого пальца соединяется со средним пальцем. В следующем цикле – наоборот. Повторить 5-7 циклов.
  • И.п. стоя или сидя, руки вперед параллельно друг другу, ладони вниз, пальцы рук вместе. Разводим в стороны средний и безымянный пальцы на обеих руках (указательный и средний, а также безымянный и мизинец соединены вместе). Возвращаемся в исходное положение (все пальцы вместе). Повторяем 10-15 раз.
  • И.п. - как в п. 6. На правой руке разводим в стороны средний и безымянный пальцы, на левой – отводим мизинец (указательный, средний и безымянный пальцы остаются вместе). Возвращаемся в исходное положение (все пальцы вместе). Следующий цикл – руки меняются: на правой отводим мизинец, на левой разводим средний и безымянный. Повторяем 10 циклов.
  • И.п. - как в п. 6. Движениями пальцев чередуем п. 6 и п. 7 по одному циклу друг за другом, всего 10-12 циклов.

ПРОГРАММЫ ИНСТИТУТА