Брамари

Автор статьи:

Артем Фролов 04.02.2022

Курс «Подготовка преподавателей хатха-йоги»

сообщество ВК Подробнее >>>



Название техники переводится как “пчела” или “гудение пчелы”. 

Упражнение выполняется в положении сидя. Сделав полный вдох, следует начать произнесение мягкого гудящего звука при максимально растянутом выдохе. Передние зубы при этом едва касаются друг друга - так, чтобы между ними при гудении происходил едва ощутимый резонанс. При этом в области челюстей и лица может появляться характерное, слегка щекочущее ощущение вибрации - признак того, что техника выполняется правильно. 

Не следует сжимать зубы или наоборот, раскрывать челюсти; нужно сохранять минимальное касание зубов во время гудящего выдоха. Не нужно также активно задействовать губы и язык, производя жужжащий звук - основными действующими элементами остаются гудение гортани и минимальное соприкосновение передних зубов при относительно расслабленных мышцах лица. Для поиска наибольшего ощущения вибрации можно экспериментировать с громкостью гудения и высотой его звука, а также с положением нижней челюсти, слегка сдвигая её вперед и назад. 

Выполнение упражнения делится на 3 этапа:

   1) “Гудение” без рук - полный вдох, затем максимально растянутый выдох по описанной выше схеме. Руки свободно лежат на бедрах.

   2) “Гудение” с руками - большие пальцы рук вставляются в наружные слуховые проходы, остальные пальцы веерообразно располагаются на темени (рис. 1), в остальном техника выполняется аналогично. На данном этапе к “вибрационному” воздействию присоединяются кисти рук, чувствительные зоны которых направляют в мозг и сознание дополнительный поток однородных ощущений - на которых следует сосредотачивать внимание. 

   3) Гудение прекращается, руки опускаются на бедра. Внимание по-прежнему обращено внутрь. Теперь мы находим внутри себя, среди внутренних ощущений отзвук того гудения, который производили, его внутреннее эхо. И отыскав его, продолжаем направлять на этот объект  своё внимание (антаранга-брамари). 

техника брамари

                                   Рисунок 1

Брамари объединяет в себе элементы дыхательного и медитативного упражнения. Ряд научных работ посвящен его психофизиологическим и терапевтическим эффектам. 

Относительно хорошо изучено положительное влияние брамари на состояние верхних дыхательных путей - в том числе при их патологии. Maniscalco показал, что брамари способствует увеличению вентиляции околоносовых пазух, что приводит к усиленному выбросу оксида азота из синусов в носовую полость и улучшает проникновение лекарственных субстанций в пазухи [4]. Гудение является чрезвычайно эффективным средством увеличения вентиляции пазух: почти весь объем (96%) гайморовой пазухи обменивался за один выдох при гудении - по сравнению с менее чем 4% объёма пазухи при спокойном выдохе [5]. Практика брамари по 30 минут ежедневно значимо улучшила показатели теста SNOT-22 у пациентов с хроническим риносинуситом к концу 4 недели исследования по сравнению с контрольной группой [1]. 

Показано влияние практики брамари на вегетативный тонус и регуляцию кровообращения: в результате 5-минутного выполнения регистрировалось значимое снижение среднего артериального давления и частоты пульса [2]. Rampalliwar et al. в исследовании с участием 28 участниц показали эффективность брамари для предотвращения преэклампсии; снижение повышенного артериального давления было статистически значимо [6].

Практика брамари значимо снижает уровень тревожности и депрессии [3].

Влияние брамари на деятельность мозга представляется весьма интригующим с учетом того факта, что впервые необычные пароксизмальные гамма-волны (PGW) наблюдались у восьми субъектов, практикующих эту технику. Было обнаружено, что PGW представляет собой высокочастотный двухфазный ритм. Авторами сделан вывод, что данная активность ЭЭГ не является эпилептической (все участники были здоровы) и что применение той же методологии к исследованиям медитации может дать лучшее понимание нейро-коррелятов техники брамари и медитативных техник в целом [7].

Источники:

  • Abishek K., Bakshi S. S., Bhavanani A. B. The efficacy of yogic breathing exercise bhramari pranayama in relieving symptoms of chronic rhinosinusitis // Int J Yoga. – 2019. Vol. 12. P. 120 – 123. DOI:10.4103/ijoy.IJOY_32_18
  • Pramanik T, Pudasaini B, Prajapati R. Immediate effect of a slow pace breathing exercise Bhramari Pranayama on blood pressure and heart rate. Nepal Med Coll J. 2010;12(3):154e15
  • Pandey S, Mahato NK, Navale R. Role of self-induced sound therapy: bhramari pranayama in tinnitus. Audiol Med. 2010;8(3):137e141.
  • Maniscalco M. Humming, nitric oxide and paranasal ventilation. Manuscript. Karolinska Institute, Stocholm. – 2006. – pp. 51
  • Weitzberg, Eddie; Lundberg, Jon O. N. (2002). Humming Greatly Increases Nasal Nitric Oxide. American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine, 166(2), 144–145. doi:10.1164/rccm.200202-138BC
  • Rampalliwar S, Rajak C, Arjariya R, Poonia M, Bajpai R. The effect of Bhramari Pranayama on pregnant women having cardiovascular hyper-reactivity to cold pressor. Natl J Physiol Pharm Pharmacol. 2013;3:128e133
  • Franßcois B. Vialatte, Hovagim Bakardjian, Rajkishore Prasad, Andrzej Cichocki, EEG paroxysmal gamma waves during Bhramari Pranayama: A yoga breathing technique, Consciousness and Cognition 18 (2009) 977–988