Вамана-дхаути

Автор статьи:

Артем Фролов 23.01.2022

Дхаути — обобщённое название для группы очищающих практик йоги, действие которых направлено в основном на пищеварительный тракт. Чистка языка (джихва-дхаути), динамический массаж органов брюшной полости (агнисара-дхаути), сквозное промывание ЖКТ солевым раствором (шанкх-пракшалана, или варисара-дхаути) — всё это разные варианты дхаути. Сюда же относится и процедура вамана-дхаути, часто называемая «очищающей рвотой». Эту технику также именуют “кунжал-крийя”. 

Человеческий желудок изнутри покрыт складчатой слизистой оболочкой, разные классы клеток которой вырабатывают соляную кислоту, пищеварительный профермент пепсиноген и слизь. Все эти компоненты желудочного сока работают слаженно и каждый в своём направлении: соляная кислота активирует пепсиноген, превращая его в пепсин — активную форму протеолитического фермента; слизь создаёт защитный барьер, не давая кислоте и ферментам переваривать и разрушать собственную слизистую.

stomach.jpg

Считается, что в складках слизистой могут задерживаться остатки недо-переваренной пищи, особенно при недостаточно активной и неправильной моторике желудка*. Поэтому слизистая нуждается в периодическом очищении и механической «встряске». Эти (и не только эти) задачи решаются с помощью процедуры вамана-дхаути.

Йогический вариант предусматривает промывание желудка водно-солевым раствором. Проводить процедуру нужно на пустой желудок. Предпочтительное время для выполнения — утро.

Для приготовления раствора следует взять 1 л чистой тёплой воды. На литр воды добавляется 0,5 ч. л. поваренной соли и 0,5 ч. л. соды.

Приготовив раствор, мы выпиваем его по возможности в максимально короткие сроки (то есть почти залпом). После этого можно выполнить мягкий вариант агнисара-дхаути-крийи, после чего нужно наклониться над заранее приготовленным тазиком и вызвать у себя рвотный рефлекс, засунув два пальца в рот. Другой рукой можно мягко надавить на область желудка.

Эвакуацию выпитого раствора нужно производить в таз, чтобы можно было оценить количество и состав извлечённого.

Для проведения быстрого и лёгкого процесса рвоты нужно поискать наиболее «отзывчивую» зону в области глотки: надавить на корень языка, достать пальцами до дужек зева и задней стенки глотки.

С целью облегчения процесса можно также использовать рвотные настои. Чаще всего с этой целью применяется холодный настой солодки, который можно приготовить заранее с вечера, залив стаканом воды одну столовую ложку корня солодки. Утром его следует процедить и выпить сразу же после раствора. У определённой категории людей это значительно облегчает процедуру, усиливая рвотный рефлекс.

Раз за разом вызывая рвоту, мы постепенно извлекаем из желудка выпитый раствор, стараясь достичь исходного объёма — то есть по возможности извлекаем всё выпитое. Не следует, однако, фанатично стремиться к максимальному результату — если развёрнутый рвотный рефлекс вызывается не слишком охотно, то на первых порах можно ограничиться достижением частичных результатов (скажем, добившись извлечения 600–800 мл раствора).

При этом обязательно следует обратить внимание на состав выделенного: при первых опытах нередко можно увидеть сероватые пенки и хлопья, которые находились на стенках желудка; это нормально. Если же мы видим розовое окрашивание воды или сгустки крови, это говорит об имеющихся дефектах слизистой, эрозивных или язвенных её изменениях, из которых происходят микроскопические (а возможно, и довольно объемные) выделения крови. При интенсивных воздействиях на слизистую возможно усиление имеющихся кровотечений. Поэтому при наличии вышеупомянутых признаков следует в дальнейшем воздержаться от проведения процедуры вамана-дхаути, провести необходимые обследования и консультации со специалистами, провести лечение и после заживления дефектов слизистых возвращаться к вопросу о том, насколько необходимо проведение процедуры.

Вамана-дхаути может проводиться периодически (допустим, раз в сезон или раз в месяц) или ежедневно курсами разной продолжительности. Однако следует помнить о том, что процедура не является сугубо очистительной техникой. Она оказывает воздействие на разные сферы организма и может быть полезна далеко не всем. Говоря иначе, эта очистительная практика по-разному подходит людям разных конституциональных типов.

Влияние на пищеварительную активность данной процедуры сводится к двум основным направлениям: стимуляция секреции желудочного сока и регуляция деятельности желчевыводящих путей.

Исследования института Кайвальядхама (Лонавль, Индия) показывают, что практика вастра-дхаути (глотание бинта) стимулирует выработку пепсиногена, повышая уровень его метаболитов (уропепсина) в моче [2]. Вамана-дхаути, по-видимому, может обладать аналогичным действием за счет активного механического воздействия на стенки желудка, стимулируя кровообращение и выработку активных переваривающих агентов (соляной кислоты и пепсиногена).

Усиление выработки соляной кислоты не будет благом для людей, склонных к гиперсекреции, развитию язвенной болезни и других повреждений слизистой желудка. Таким образом, данная процедура не подходит тем, у кого секреция активна, регуляция неустойчива, а внутренняя поверхность желудка слабо защищена (примером могут служить люди конституции Вата-Питта согласно аюрведической конституциональной классификации: избыток Питты можно отождествить со склонностью к избыточной секреции, избыток Ваты — с нестабильной регуляцией, а недостаток Капхи — с дефицитом защитного слизистого барьера).

Расстройства пищеварения может проявляться нарушением нормальной координации желчевыводящих путей, желчного пузыря и прилегающих к ним органов: двенадцатиперстной кишки, желудка и поджелудочной железы. Все эти структуры связаны между собой в единый функциональный комплекс, участники которого взаимно регулируют деятельность друг друга с помощью нервных и гормональных местных воздействий. Нормальное их взаимодействие порой нарушается - что приводит, например, к забросу желчи в желудок и развитию так называемого рефлюкс-гастрита; другой пример дискоординации в данной системе — нарушение нормального тонуса желчевыводящих путей и застой в желчном пузыре.

Как говорит скромный практический опыт автора (который нуждается в подтверждении исследованиями), процедура вамана-дхаути во многих случаях помогает устранить функциональные расстройства желчевыводящих путей (возможно, за счет «перезагрузки» метасимпатической нервной системы), восстановить нормальную моторику и взаимодействие желчного пузыря, кишечника, желудка, поджелудочной железы, соединяющих их протоков и сфинктеров.

Таким образом, в отношении пищеварения эффекты процедуры будут сводиться к стимуляции желудочной секреции, а также к регуляции моторики органов «верхнего этажа» пищеварительного тракта. Данная процедура может быть показана при недостаточной секреции желудочного сока и дискинезии желчного пузыря по гипотоническому типу.

Вамана-дхаути традиционно применяется в индийской йогатерапии и в аюрведе при бронхиальной астме. Исследование на 18 здоровых волонтерах продемонстрировало улучшение ряда дыхательных параметров в результате выполнения вамана-дхаути - в том числе продемонстрировано улучшение бронхиальной проходимости, о чем свидетельствует увеличение объёма форсированного выдоха за 1 секунду (FIV1). Отмечено также увеличение жизненной емкости легких, что авторы связывают с улучшением функционирования диафрагмы. Положительные изменения наблюдались в группе опытных практиков. Снижение частоты дыхания отмечено как в группе новичков, так и в группе опытных практиков. Авторы исследования высказывают предположение, что вамана-дхаути при регулярной практике может быть способом снижения сопротивляемости дыхательных путей и поэтому процедура может быть рассмотрена как возможный метод при обструктивных заболеваниях легких  - таких, как бронхиальная астма [1].

Традиционное применение вамана-дхаути при бронхиальной астме в восточных медицинских системах может быть объяснено следующими обстоятельствами. Расположенные в продолговатом мозге центры, отвечающие за различные врождённые рефлексы — рвотный, кашлевой, дыхательный, а также ядра черепно-мозговых нервов (в первую очередь блуждающего), при возбуждении способны менять активность своих соседей. Насильственно возбуждая рвотный центр и приводя к его «разрядке» при выполнении процедуры, мы тем самым меняем активность расположенных рядом групп нейронов, что гипотетически может приводить к “перенастройке” механизмов регуляции дыхания и в том числе - к расслаблению мышечного слоя бронхов и улучшению их проходимости.

Вамана-дхаути имеет ряд противопоказаний к выполнению:

1)        острые и обострения хронических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и т.д.; при наличии этих заболеваний процедура выполняется только в стадии ремиссии и по специальным показаниям);

2)        цирроз печени (при этом состоянии варикозно расширяются вены пищевода, которые могут травмироваться во время рвоты, что вызовет серьёзнейшее кровотечение);

3)        злокачественные опухоли любой локализации, доброкачественные опухоли пищеварительного тракта (опухоли обычно обильно снабжаются кровью, поэтому интенсивное механическое воздействие может спровоцировать кровотечение);

4)        желчнокаменная болезнь (за счёт желчегонного действия процедура может спровоцировать движение камня и желчную колику);

5)        относительным противопоказанием является склонность к гиперсекреции желудка и язвенно-эрозивные поражения слизистой; в этих случаях следует применять специальные варианты ваманы с применением лекарственных растений;

6)        наличие крови в рвотной воде при выполнении процедуры;

7)        рефлюкс-гастрит (заброс желчи из двенадцатиперстной кишки в желудок; процедура вамана-дхаути будет закреплять этот патологический рефлекс);

8)        кровотечения из желудочно-кишечного тракта в анамнезе;

9)        беременность (многократные рвотные позывы повышают давление в брюшной полости, что нежелательно при беременности, поэтому целенаправленная рвотная практика не рекомендуется).

10)     расстройства пищевого поведения

Интересно, что традиционные руководства по Аюрведе приводят список противопоказаний, практически идентичный вышеприведённому (который сформулирован с точки зрения западной медицины) — это ещё раз подтверждает, что если медицинские системы основаны на логике и объективном наблюдении, то они не противоречат, а подтверждают друг друга.

В частности, согласно «Шарнгадхара-самхите» [3.3.6–8], выполнение рвотной терапии противопоказано страдающим такими состояниями, как гулма (класс опухолей брюшной полости), ударарога (группа состояний, сопровождающихся накоплением жидкости в брюшной полости, увеличением селезенки, — что чаще всего имеет место при циррозе печени), удаварта (обратная перистальтика ЖКТ, в том числе рефлюкс-гастрит), урдхва-рактапитта (кровотечения из верхней половины туловища); вамана противопоказана также такой категории, как гарбхини — беременные (цитируется по переводу Игоря Тонояна-Беляева).

Лечебная рвота как способ лечения различных расстройств имела место и в других медицинских системах: к примеру, подобная практика подробно описана в «Каноне врачебной науки» Авиценны [3].



* современная медицина, надо отметить, не рассматривает эту ситуацию как проблему

Источники:

  • Balakrishnan, R., Nanjundaiah, R. M., & Manjunath, N. K. (2017). Voluntarily induced vomiting – A yoga technique to enhance pulmonary functions in healthy humans. Journal of Ayurveda and Integrative Medicine.doi:10.1016/j.jaim.2017.07.001
  • DR. P. V. Kalambelkar, ShriM.L. Gharote, DR. M. V. Bhole (Yoga-Mimamsa, July 1968 – January 1969).
  • Авиценна “Канон врачебной науки” 2003 год, издательство ЭНИО